Изучение позиции нынешних владельцев крупных компаний и распорядителей сервисных бюджетов показывает, что большинство из них объективно заинтересовано в выходе их компаний на международные рынки (мало кто сегодня живет одним днем и не понимает возможностей, которые дает публичная капитализированная компания). Одна из принципиальных проблем - страх не договориться и преобладание местечковых интересов над стремлением к рыночной открытости («пусть моя Зорька будет главной коровой на новой ферме»).
Итак, все «за». Дело - за малым. Для эффективного аутсорсинга (получения эффекта масштаба) важен объем деятельности, возможность его централизации. Для повышения объемов нужны «длинные» деньги. «Длинные» деньги можно привлечь на рынках облигаций и фондовом рынке. Работа на этих рынках требует, прежде всего, доверия. А чтобы это доверие завоевать - нужны стратегия, устойчивость, публичность и корпоративное управление, кредитная история. С чего же начать? Можно получить готовые бизнес идеи у бизнес консультантов. Это тоже вариант.
Возможностей всегда предостаточно. Начать надо с собственных средств акционеров. Если это серьезные рыночные игроки, то на стратегию у них денег хватит. Тем более, что частный инвестор будет всегда оценивать возможность выхода из проекта. Поэтому и выход на фондовый рынок он поддержит, так как это даст возможность выйти по максимальной цене.
Кредиты - не лучший вариант, когда речь идет о долгосрочных и рискованных мероприятиях. А приобретение более мелких компаний именно к таким мероприятиям и относится (хотя для решения конкретных задач такие приобретения могут быть разумными и полезными).
Векселя, как правило, подразумевают краткосрочное финансирование. А нам ведь надо продать стратегию. Тем более, что векселя неизвестных и непубличных компаний будут иметь значительный дисконт. В общем, надо сильно подумать.
Облигации (корпоративные облигационные займы) - это ворота в фондовый рынок. Если для IPO мощности маловато (в США компания должна иметь годовой оборот не меньше 150 млн долл. у нас - не меньше), то корпоративные облигационные займы позволяют опробовать механизмы корпоративного управления и проверить работу компании в публичной зоне. Этот путь даст возможность подтянуться до планки IPO и еще раз задуматься о его целесообразности.
Публичное размещение - отличный путь, если и объем достаточен, и с прозрачностью и корпоративным управлением все в порядке. IPO открывает достаточно широкие возможности по привлечению долгосрочных инвестиций, дает возможность понять реальную стоимость компании и снижает риск рейдерства (ведь не в аквариуме живем). Публичной компании и финансирование проще привлечь (в том числе и кредиты), и на новые рынки выйти.
В общем, средств предостаточно. Надо выбрать соответствующие своему потенциалу, желаниям и возможностям.
Независимо от выбранных средств возможности привлечения средств на реализацию стратегии компании будут расширяться при:
- повышении объема оказываемых услуг, расширении сегментов, на которых конкурирует сервисная компания (диверсификация регионов, клиентов, продуктов);
- концентрации ключевых звеньев цепочки ценности под контролем компании, укреплении монопольного положения;
- снижении неопределенности (понятная и обоснованная стратегия развития, увеличение надежности прогноза на будущее, согласование стратегий с крупнейшими игроками рынка, долгосрочные контракты);
- формировании собственной ресурсной базы (активы, возможность масштабирования без значительных инвестиций);
- структурировании системы управления сервисной компании, повышении прозрачности ее деятельности и позитивной динамике результатов.