All Shop  Российская Информационная Сеть
 Интернет - магазин
  интернет-магазин   расширенный поиск   белые страницы   черные страницы   регистрация   корзина   каталог  

Летописание кистью

Когда-то в 1898 г. В.Стасов написал о том, что наступит день, когда приехавший в Москву из любого уголка страны человек, обязательно выберет день и час, чтобы прийти на поклон русскому искусству Третьяковки. И оказался прав. Коллекция из двух картин П.Третьякова превратилась в 100 тысяч с лишним художественных полотен русских и советских мастеров и стала самым посещаемым центром искусства в стране. Раздел советского искусства начал комплектоваться в ней сразу же после революции.

Художественная жизнь 20-х гг. прошлого века

Двадцатые годы для русского искусства были наполнены энергией и до самого нэпа - революционной романтикой. Это потом, когда революция оказалась не "Свободой на баррикадах Парижа" Делакруа, а грязной торговкой, возродив "чего изволите", началось разочарование. Но пока продолжают свою работу дореволюционные объединения: "Мир искусства" (до 1924 г.), Союз русских художников (до 1923 г.), Общество им. Куинджи (до 1931 г.); создаются новые: Ассоциация художников революционной России (до 1922 г.), "Круг художников" (1926 г.) и др. Идут жаркие споры о сути, перспективах и задачах искусства, провозглашаются манифесты. Одновременно ведутся поиски пластических концепций и основного: какой должна быть картина. По живописи этих лет можно судить о восприятии художниками драмы происходящего. Но что интересно, по-разному мысля, художники не иронизировали над происходящим, как соц арт 70-х гг. через полвека.

Живая практика искусства

Участники дискуссий создавали точные, почти протокольные, картины демонстраций, заседаний в сельском клубе, собраний. Другие видели революционные события сложно-ассоциативными, в философски обобщенных образах. Третьи передавали свое мироощущение разгулом сочных красок, стремительностью кисти, жаркой эмоциональностью. Но иногда поиск приводил к образу лаконичному, чётко-ритмичному, рациональному. Такие разные имена: А.Дейнека, К.Петров-Водкин, П.Кончаловский, Ф.Богородский, А Рылов, К.Юон, К.Малевич, М.Шагал, И.Машков и др. в тот период были поистине свободны в своём самовыражении.

"Эпоха Возрождения" закончилась к 30-ым годам. Различия в видении места художников в социуме, разделение их на "пролетарских" и "буржуазных" привели к травле неугодных. Многие эмигрировали, другие поменяли приоритеты, перейдя к "нейтральным" полотнам, третьи просто притворились другими. Воцарившаяся над свободой творчества доктрина соцреализма прекратила историю пост-революционного искусства. Но великих полотен, созданных в советскую эпоху, было немало. Как и громких имен. Ответственность мысли, эмоциональную насыщенность, гуманистическое начало, стилевое различие всё равно не победить. И это подтверждено практикой.

Опубликовано: 25.11.2015
root@ns03.rin.ru), giving this error message/.html" class="ooa_title" rel="nofollow">
Читать другие статьи
наверх | в начало | расширенный поиск | белые страницы | черные страницы | регистрация | корзина
Copyright © RIN 2000-         Обратная связь